10 октября 2025 г.
При лечении пограничного расстройства личности психотерапия требует особого подхода.
Об этом мы поговорили с психологом Угрюмовым Михаилом, который специализируется на работе с личностными расстройствами.
Может образовываться негативный перенос на терапевта
Терапевт в работе с клиентом становится значимым, он внимательно слушает и задает вопросы, что парадоксально может вызывать в клиенте негативные чувства.
Иногда терапевтические интервенции могут вызывать у клиента агрессию и восприниматься как отвержение.
Поэтому важен терапевтический альянс.
Сам процесс терапии является поиском баланса между принятием и стремлением к изменениям.
Это постоянный диалектический процесс, где задача терапевта — помочь клиенту найти синтез между двумя крайностями (принятие и стремлением к изменениям).
Стратегии валидации направлены на признание и принятие эмоций, мыслей и поведения клиента в данный момент без осуждения, на поиск «зерна истины» в любой реакции клиента. Это помогает снизить стыд и напряжение, которые сопровождают человека с ПРЛ достаточно часто.
Стратегии изменения направлены на проведение поведенческого анализа проблемного поведения (например, самоповреждения). А именно изучение того, что такое поведение запускает, какие были мысли и чувства, какова цель этого поведения.
Обучение навыкам осознанности, совладания со стрессом (дистрессом) и навыкам межличностной эффективности является ключевым, ибо практика — критерий истины.
Клиенту с ПРЛ важно научиться концентрировать внимание на текущем моменте без оценки. Это помогает выйти из автоматических, деструктивных моделей мышления и поведения. Навыки эмоциональной регуляции дают возможность лучше распознавать и понимать свои эмоции, снижать уязвимость к «эмоциональным штормам», увеличивать количество позитивных эмоций.
Навыки совладания со стрессом позволяют клиенту переживать интенсивные негативные эмоции, не усугубляя ситуацию (например, с помощью успокоения, отвлечения).
Навыки межличностной эффективности направлены на умение выстраивать здоровые отношения и отстаивание своих границ, а также на умение просить о помощи и говорить «нет», сохраняя самоуважение.
Если резюмировать, то вся психотерапия ПРЛ сосредоточена на том, чтобы заменить дисфункциональные поведенческие паттерны (например, самоповреждение как способ справиться с болью) на осознанные и эффективные навыки саморегуляции.
Человеку с ПРЛ может казаться, что ему не станет лучше, что пустота никогда не заполнится, что он не сможет жить в удовольствие. Важно понимать, что порой не хватает не ВОЗМОЖНОСТИ, а СПОСОБА. Если человек научится смотреть на себя, окружающих и жизнь вокруг по-другому, а ещё сможет справляться со своими чувствами и эмоциями, перед ним откроется много новых возможностей.
Материал проверен экспертом
Врач-психиатр, основатель сети клиник Нейро-пси
Свежие записи
Описываем ситуации, при которых родители могут обратиться к детскому психологу.
Подробнее →
Разбираем с детским психологом Анастасией Емановой, какие особенности поведения ребенка требуют консультации специалиста.
Подробнее →