20 октября 2025 г.
За последние десятилетия представления о норме значительно изменились. То, что ранее считалось патологией, теперь воспринимается обществом как обычное явление. Психолог Мария Корж утверждает, что современные тенденции к гипердиагностике связаны не только с индивидуальными желаниями людей, но и с общим снижением уровня когнитивного развития населения вследствие постоянного воздействия цифровых технологий.
Взрослые люди в последние годы активно ищут у себя нейроотличия, а конкретно РАС, СДВГ и гиперчувствительность.
Связано это с тем, что обычный человек все чаще видит в кинематографе и средствах массовой информации героев с такими диагнозами, которые нередко романтизируются, а также видит концепцию принятия таких людей в обществе.
Идентификация себя как человека с нейроотличием даёт больше чувства безопасности и принятия себя, чем как человека с заболеванием. Поэтому люди стремятся объяснить свое поведение (в первую очередь для себя, а потом — для мира) через призму нейроотличий.
Однако, стремление найти у себя нейроотличие может приводить к ситуации, когда человек реально болен расстройством личности (например, тревожным, пограничным или шизотипическим), но сам он считает, что у него, например, СДВГ. Из-за неверной самодиагностики он может не получить необходимой помощи.
Как влияют современные технологии на процессы внимания?
Дело в том, что внимание человека ограничено, и производители видео-контента начали использовать специальные технические приёмы, чтобы вниманием управлять — смена ракурсов, сокращение хронометража, яркие картинки, выделение ключевых фраз и слов. Таким образом, человек постепенно перестал прилагать усилия, чтобы удерживать свое внимание. С каждым годом снижается объем внимания, т.к. сокращается хронометраж видеоматериалов. Раньше люди могли слушать пятичасовую оперу, сейчас не могут высидеть полуторачасовой фильм, а активные пользователи социальных сетей переключают видео меньше, чем через 5 секунд.
К этому добавилась система оповещений в телефонах и компьютерах: мы стали очень быстро отвлекаться на различные сообщения и переключаться с одной деятельности на другую.
Тенденция к действиям "за один клик" приводит к желанию получать быстрый результат, поэтому интерес к более-менее монотонной или непростой деятельности тоже стремительно утрачивается.
Таким образом, снижение объёма внимания, памяти и ухудшение концентрации — это не столько признак нейроотличия, сколько снижение когнитивных функций на фоне повсеместного использования технических устройств и современного образа жизни в целом.
Поэтому по некоторым нейроотличиям (например, по поводу СДВГ) мы сейчас находимся в точке, что по официальным критериям психолог может подозревать это нейроотличие, а исходя из современных реалий — нет. Здесь мы можем начать говорить о том, что граница нормы может сдвинуться, и то, что раньше считалось диагнозом, в будущем станет нормальным.
В любом случае, только специалист сможет достоверно определить нейроотличие или расстройство (или вариант нормы), а самодиагностика с большой долей вероятности может быть ошибочной.
Материал проверен экспертом
Врач-психиатр, основатель сети клиник Нейро-пси
Свежие записи
Описываем ситуации, при которых родители могут обратиться к детскому психологу.
Подробнее →
Разбираем с детским психологом Анастасией Емановой, какие особенности поведения ребенка требуют консультации специалиста.
Подробнее →